Skip to content
Главная | Наследовательное право | Фз об органах дознания и предварительного следствия

Органы дознания и предварительного следствия.

Наименование следователей органами предварительного следствия объясняется тем, что они персонально осуществляют следствие по уголовным делам. Предварительное следствие - это регламентированная уголовно-процессуальным законом деятельность уполномоченных на то органов следователей по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Предварительное следствие осуществляется в определенном порядке. Начинается оно после возбуждения уголовного дела и принятия его к производству, а заканчивается составлением обвинительного заключения и направлением дела прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления дела в суд по подсудности, либо составлением постановления о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление в состоянии невменяемости или заболевшим психической болезнью, делающей невозможным назначение или исполнение наказания, и направлении дела в тех же целях прокурору, либо прекращением дела.

Предварительным следствие называется потому, что все выводы, сделанные в его процессе, о виновности, о доказанности и др. Суд, куда поступает уголовное дело, хотя и основывается при проведении судебного процесса на материалах, собранных органами предварительного расследования, осуществляет свое собственное исследование доказательств: Выводы суда о виновности подсудимого, о доказанности обстоятельств преступления могут не совпадать с выводами органов предварительного расследования и оказаться диаметрально противоположными. Несмотря на то, что привлекая лицо в качестве обвиняемого, следователи считают его виновным, согласно конституционному принципу "презумпции невиновности", оно признается государством виновным только после обви- нительного приговора суда, вступившего в законную силу.

Предварительное следствие является объективно необходимым. Органы предварительного следствия в силу своей разветвленности, близости к местам совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждый случай преступления, в кратчайшие сроки собрать необходимые доказательства. Суд, рассматривающий дело, не вправе выйти за рамки предъявленного следователем обвинения, расширить объем обвинения, применить закон о более тяжком преступлении.

Задачами органов предварительного следствия является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден, способствование укреплению законности и правопорядка.

фз об органах дознания и предварительного следствия повернул

Следователями являются должностные лица соответствующих ведомств, специально назначаемые для расследования преступлений, которое является единственной осуществляемой ими функцией. Для этого они наделяются полномочиями, определенными Уголовно-процессуальным кодексом. Прежде всего, следователь является полностью самостоятельным при расследовании преступлений.

Он сам осуществляет собирание доказательств, принимает решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, применении к обвиняемому меры пресечения, об окончании предварительного следствия. Только в случаях, предусмотренных законом при заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу, производстве обыска и др.

только фз об органах дознания и предварительного следствия состоянии

Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий. Прокурор осуществляет надзор за точным исполнением законов следователями, может отменять принятые ими решения, давать обязательные для исполнения указания. Однако, если следователь не согласен с указаниями по важнейшим вопросам следствия о привлечении в качестве обвиняемого, об объеме обвинения, о квалификации преступления, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела , то он вправе не исполнять указания прокурора, а представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю.

Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве следственных действий например, обыска. Такие поручения и указания обязательны для исполнения. Обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и должностными лицами постановления следователя по делам, находящимся в его производстве. Следователь обязан осуществлять расследование объективно, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, принимать меры к обеспечению возмещения материального ущерба, устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

В связи с этим он вправе вносить представления, которые подлежат обязательному рассмотрению. Следователи органов внутренних дел осуществляют расследование большинства уголовных дел, по которым обязательно производство предварительного следствия.

72. Органы предварительного следствия. Их задача, система и полномочия.

К ним относятся дела о таких преступлениях, как нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мошенничества и др. Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из: Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов. Следователи прокуратуры расследуют дела о таких преступлениях, как убийства, изнасилования, получение взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим, сотрудниками Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки. В следственный аппарат прокуратуры входят: Аналогично организован следственный аппарат в транспортной, военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах. Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.

Структура следственного аппарата органов федеральной службы безопасности следующая: Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов. Они производят предварительное следствие по делам о некоторых других преступлениях, если их расследование тесно связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство.

Следственный аппарат налоговой полиции состоит из двух звеньев: Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Органы предварительного следствия

Правом процессуального контроля в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обладают и начальники следственных отделов. Они имеют право проверять уголовные дела, давать следователям обязательные для исполнения указания, которые в случае несогласия с ними следователь может обжаловать прокурору, и др.

Удивительно, но факт! Отличие это состоит в том, что обжалование следователем указаний руководителя следственного органа, касающихся изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения, приостанавливает их исполнение.

УПК РСФСР понятие "начальник следственного отдела" распространил и на начальников вышестоящих подразделений следственных аппаратов прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции и Федеральной службы безопасности. Ведомственный контроль осуществляют следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. По результатам проверки они составляют справку, которую представляют начальнику проверяемого следственного подразделения и своему непосредственному начальнику. Судебный контроль за законностью предварительного следствия осуществляется в ходе рассмотрения уголовных дел, по которым осуществлялось предварительное следствие, а также при рассмотрении жалоб на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.


Читайте также:

  • Уволен за прогул что делать
  • Независимая экспертиза раздела земли
  • Встречка выезд на встречную полосу
  • Дубликат прав при утере
  • Заявление на алименты на содержание бывшей супруги