Skip to content
Главная | Семейное право | Содержание развития речи детей младшего дошкольного возраста

Общие понятия о речи. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Удивительно, но факт! Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение малых фольклорных форм.

Интегрированный подход к организации и содержанию речевого развития детей младшего дошкольного возраста Чернышева Надежда Анатольевна Интегрированный подход к организации и содержанию речевого развития детей младшего дошкольного возраста Одной из основных форм осуществления интегративного подхода в дошкольном учреждении являются интегрированные занятия.

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения интегрированного занятия. Его часто путают с комплексным, комбинированным. Комбинированное занятие — сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой после рисования идет подвижная игра. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой. При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития.

В интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает исходя из определенной темы, диктуемой программой, по которой работает детский сад. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Это позволяет детям увидеть целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения. В дошкольном учреждении интегрировать можно различные направления развития ребенка: Данные направления предполагают интеграцию содержания образования с целью решения задач интеллектуального, художественно-творческого и социально-личностного развития дошкольников.

Широкий спектр средств познания образных и понятийных в их взаимодействии предполагает как наличие эстетического содержания в умственной деятельности, так и присутствие интеллектуальных компонентов в деятельности художественной. Это непременное условие нормального функционирования мыслительной и эмоциональной сфер человеческой психики в их единстве и условие осуществления продуктивной деятельности человека. Интегрированные занятия побуждают дошкольников к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи.

Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивают воображение, внимание, память.

Категории:

Интегрированное занятие также предполагает обязательное развитие творческой активности воспитанников. Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда проводятся в системе. Один из важных принципов проектирования интегрированного занятия — определение соотношения знакомого и нового материала. Интегративный подход к педагогическому процессу позволяет в процессе обучения сформировать у дошкольников целостную картину мира и создать предпосылки для их всестороннего развития. Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе образования.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

В основе работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста лежит комплексный, интегрированный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития лексического, грамматического, развитие связной речи. Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом временном этапе выступают в разных сочетаниях, используются следующие средства речевого развития детей: Основной и ведущей деятельностью ребенка младшего возраста является игра.

Неисчислимы знания, умения, ребенок приобретает в игре. Играя, он учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка. Игру детей мы должны в первую очередь приспособить к интересам развития их языка. Подбор игрушек и пособий, приемы руководства игрой, виды и формы вмешательства в нее должны быть тщательно продуманы и усвоены воспитателями в связи с их влиянием на развитие речи детей.

Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3- 4-летним детям трудно. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка.

В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения. Благоприятные условия для широкой практики и развития детской игры создаются в театрализованной деятельности. Для детей театрализованная деятельность сохраняет свое значение как необходимое условия развития интеллекта, психологических процессов, Театрализованная деятельность — это такая деятельность, которая направлена на развитие у ее участников ощущений сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса.

В детском саду используются разнообразные виды театрализованных представлений: Игра — драматизация оказывает большое воздействие на развитие речи ребенка. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания, он впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители.

Во время игры в кукольный театр интенсивно развивается диалогическая речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас. Подражание движениями рук, игры с пальцами пальчиковая гимнастика стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

Маленькие дети часто говорят или тихо, или, наоборот, очень громко, не умеют разговаривать шепотом. Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Это подготавливает ребенка к правильному интонированию как средству выразительности смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания.

Правильное произношение звуков, слов, фраз обеспечивается и хорошо поставленным речевым дыханием.

содержание развития речи детей младшего дошкольного возраста ходе долгой

Для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха с детьми проводится дыхательная гимнастика, детям дается задание подуть на какой-нибудь предмет, например, на ватку, полоски папиросной бумаги султанчик и т. В общей системе работы с детьми по развитию речи большое место занимает ознакомление с художественной литературой. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Эти маленькие стихотворные произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают ему познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной сферы, активизируют деятельность, учат, тонкостям родного языка, развивают речь.

Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Детские песенки обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Речь — средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких условиях протекает. Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в младшем дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог; причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.


Читайте также:

  • Статья грабеж в ук рк
  • Как ребенку накопить деньги
  • Утеряла свидетельство о расторжении брака
  • Как найти свой инн на сайте налоговой