Skip to content
Главная | Уголовный юрист | Статья о краже бюджетных средств

Хищение в особо крупных размерах по закону

Согласно этой статьи, предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих основных формах: Могут быть и некоторые другие формы расходов бюджетов. Одним из наиболее опасных преступлений в сфере использования бюджетных средств является их хищение. Общее понятие хищения приведено в п. Под хищением в соответствующих статьях уголовного кодекса РФ понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и или обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Из данного определения следует, что признаками объективной стороны хищения являются противоправные безвозмездное изъятие и или обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинение материального ущерба собственнику или иному владельцу этого имущества. Обязательным признаком субъективной стороны хищения является вина в форме прямого умысла, который характеризуется осознанием виновным общественной опасности своих действий, предвидением возможности и неизбежности при- чинения материального ущерба собственнику или законному владельцу и желанием этого.

Кроме того, обязательным признаком субъективной стороны хищения являются корыстные цель и мотив, которые проявляются в преследовании виновным материальной выгоды. Оконченным хищение считается только после того, как виновный получает возможность распоряжаться похищенным имуществом, то есть обратить его в свою пользу или пользу других лиц. До этого момента имеет место покушение на хищение.

большинство статья о краже бюджетных средств бросил

Предметом хищения, применительно к исследуемой проблеме являются бюджетные средства в любой из названных выше форм. По нашему мнению, главная опасность таких преступлений заключается в потенциальной угрозе невозможности исполнения государством своих основополагающих функций в области государственного управления, социального развития, обороны, охраны общественного порядка и некоторых других.

Причиной этого может послужить недостаточность бюджетных средств в государственной казне, вследствие их расхищения или нецелевого использования. Таким образом, преступления в сфере бюджетных правоотношений представляют непосредственную угрозу экономической безопасности государства и как следствие - национальной безопасности. Хищение бюджетных средств может осуществляться в различных формах, наиболее распространенной из которых является мошенничество. Следовательно, целью мошенничества может являться как хищение чужого имущества, так и приобретение права на него.

Предметом мошенничества является имущество или право на имущество. Ценные бумаги могут иметь форму документа, а также находиться в бездокументарной форме в виде записей на счетах, например в депозитарии. Объектом хищения могут и те, и другие ценные бумаги. Формами мошенничества являются обман и злоупотребление доверием. Обман собственника или владельца имущества, применительно к исследуемой проблеме, обычно заключается в активных действиях виновного, направленных на неправомерное завладение бюджетными средствами.

Вместе с неустановленными лицами гр. В результате этих действий были похищены 4 млн. Отличия хищения, совершенного путем обмана от хищения, совершаемого путем злоупотребления доверием, заключается в том, что при обмане владелец имущества сознательно вводится в заблуждение путем предоставления ему недостоверной информации о совершаемых с имуществом финансовых или хозяйственных операциях. При хищении, совершаемом путем злоупотребления доверием, используются особые доверительные отношения между владельцем или правообладателем имущества и преступником.

Такие доверительные отношения могут возникать, например, исходя из функциональных обязанностей некоторых сотрудников. В случае хищения чужого имущества, вверенного виновному, путем присвоения или растраты уголовная ответственность предусмотрена ст. Каждая из этих форм хищения имеет свои особенности. Объективная сторона присвоения применительно к исследуемой теме, выражается в изъятии имущества бюджетной организации, вверенного виновному и обращении этого имущества в свою пользу, либо пользу третьих лиц.

Специфика присвоения состоит также в том, что: Причем такой характер правоотношений должен быть закреплен документально. Присваиваемое имущество является предметом преступления, а лицо, присваивающее вверенное ему имущество является субъектом преступления. Моментом окончания хищения путем присвоения принято считать момент противоправного отчуждения имущества. Применительно к бюджетным средствам, хищение в форме присвоения должно, на наш взгляд, считаться оконченным с момента незаконного распоряжения вверенным виновному лицу имуществом в личных интересах, как своим собственным.

По мнению некоторых ученых: Как видно трактовка присвоения Пленумом Верховного Суда СССР несколько шире и субъект присвоения не сводится лишь к материально ответственным лицам. Мы полагаем, что это более правильная точка зрения. При растрате хищение происходит также путем незаконного безвозмездного присвоения в различных формах виновным лицом вверенного ему имущества.

Однако растрата, характеризуется тем, что в отличие от присвоения здесь отсутствует промежуток времени между правомерным владением и присвоением. Другими словами при растрате начало и окончание преступного деяния сливаются в единый момент времени. Поэтому хищение, совершаемое путем растраты считается оконченным в момент незаконного распоряжения имуществом вверенным виновному лицу. Квалифицирующие признаки для ст. Так, в частности, законодатель в числе квалифицирующих признаков называет преступления, совершенные группой лиц по предварительному сговору.

Согласно данной статье, преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Количество лиц здесь не указывается, однако, как следует из ч. Очевидно, что для целей ч. Предварительный сговор характеризуется тем, что договоренность о хищении бюджетных средств была достигнута до начала действий непосредственно направленных на незаконное изъятие чужого имущества.

Такая договоренность может быть достигнута и на стадии приготовления к преступлению. Однако если преступный сговор возник непосредственно в момент изъятия бюджетных средств, то данный квалифицирующий признак отсутствует. К квалифицирующим признакам относится и совершение хищения лицом с использованием своего служебного положения. Хищения бюджетных средств почти всегда совершаются лицами с использованием своего служебного положения.

Что является хищением

Это объясняется тем, что такие хищения совершаются, как правило, под видом или в процессе законных хозяйственных операций. В свою очередь совершить такие операции или дать распоряжение на их совершение могут только лица, наделенные определенными должностными полномочиями. К таким лицам могут относиться руководители или заместители руководителей организаций получающих бюджетное финансирование, использующих государственное или муниципальное имущество, главные бухгалтеры таких организаций и некоторые другие категории лиц. Еще одним квалифицирующим признаком является хищение совершенное организованной группой.

Состав преступления

Для того чтобы отнести группу к организованной, занимающейся хищением бюджетных средств, она должна обладать рядом признаков. К их числу следует отнести: Могут присутствовать и некоторые другие признаки, но наличие вышеназванных признаков обязательно. Причем, привлечь к ответственности за хищение бюджетных средств какого-либо члена группы можно только в том случае, если он был не только осведомлен о преступлении, но и лично принимал участие в подготовке и совершении преступления.

В числе квалифицирующих признаков по рассматриваемым статьям законодатель называет также значительный ущерб гражданину, крупный размер и особо крупный размер. Поскольку хищение бюджетных средств напрямую не связано со значительным ущербом гражданам, то данный признак в отношении анализируемого предмета преступлений не применяется. Крупным размером для целей ст. Фактическую величину похищенного имущества следует определять отдельно по каждому преступлению, характеризующемуся самостоятельно возникшим умыслом.

Вместе с тем, если имеет место единое продолжаемое хищение, состоящее из нескольких отдельных однотипных актов, которые охватываются единым умыслом, то стоимость похищенного имущества определяется путем суммирования по каждому эпизоду. Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств предусмотрена статьей В частности уголовно наказуемым деянием является расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.

Определение бюджетных средств и бюджетной росписи в соответствии с нормами БК РФ было приведено выше. Значения некоторых других терминов, названных в данной статье УК РФ, также раскрываются в этом кодексе. Так, в соответствии со статьей БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Однако если УК РФ предусмотрена ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, то БК РФ ответственность предусмотрена за нецелевое использование бюджетных средств. Очевидно, данные расхождения в формулировках правовых норм следует устранить. Использование бюджетных средств предполагает не только их расходование, но и пользование в других формах.

Кроме того, и само определение нецелевого расходования бюджетных средств в УК РФ дано исходя из определения нецелевого использования бюджетных средств, приведенного в БК РФ. Понятие целевого использования бюджетных средств раскрывается и в некоторых других нормах БК РФ. Так, статьей 38 БК РФ предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. В соответствии с данной статьей, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. При этом получателем бюджетных средств в соответствии со статьей БК РФ является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

На необходимость соблюдения принципа целевого использования бюджетных средств направлена и статья БК РФ, согласно которой размещение бюджетных средств на банковских депозитах, передача бюджетных средств в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным Кодексом. Такой точки зрения придерживается, в частности, Т. Антипова которая полагает, что при осуществлении государственного финансового контроля приходится руководствоваться лишь косвенным определением, вытекающим из ст.

Это по ее мнению приводит к тому, что понятие нецелевого использования бюджетных средств является чисто субъективным представлением проверяющего контролера-ревизора. В связи с чем она предлагает под нецелевым использованием бюджетных средств, выделенных из федерального бюджета понимать следующее использование: Мы не можем согласиться с такой точкой зрения.

Прежде всего, по нашему мнению, нецелесообразно устанавливать конкретный перечень расходов, которые следует относить к нецелевому использованию бюджетных средств. Принимая во внимание множество возможных конкретных ситуаций, заранее определить такой перечень невозможно. Кроме того, предложения Т. Антиповой, по отнесению определенных расходов к нецелевому использованию бюджетных средств, например, при отсутствии оправдательных документов, неоформлении или неправильном оформлении первичных документов, списании сумм произведенных расходов на расходы по бюджету без документального подтверждения экономической целесообразности произведенных расходов и др.

В таких случаях следует вести речь о незаконном расходовании средств, а не о нецелевом их использовании. Бюджетным кодексом РФ предусмотрены различные формы финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Удивительно, но факт! Это наказания в виде лишения свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.

Такой контроль могут осуществлять как законодательные представительные органы и представительные органы местного самоуправления, так и органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В частности, в соответствии со статьей УК РФ законодательные органы и представительные органы местного самоуправления имеют право на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении, а также на создание собственных контрольных органов Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты и иные органы законодательных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления для проведения внешнего аудита бюджетов.

В соответствии со статьей БК РФ финансовый контроль, осуществляют также и органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, министерство финансов Российской Федерации, федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители и распорядители бюджетных средств. При выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств финансовым органам предоставлены определенные полномочия по применению к виновным санкций.

Так, например, в соответствии со статьей БК РФ, при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов неце- 4 Антипова Т. Под блокировкой расходов бюджета понимается сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств. Эта санкция может применяться по решению руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюджета.

Бюджетным обязательством, согласно статье БК РФ, является признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью. Вместе с тем, в отдельных случаях возникают ситуации, внешне имеющие признаки нецелевого использования бюджетных средств, однако фактически нарушения законодательства не происходит.


Читайте также:

  • Консультация бесплатного юриста белгород
  • Сокращение штата и подводные камни
  • Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях
  • Соглашение о детях в брачном договоре
  • Потерпевший ознакомиться с материалами уголовного дела в ходе следствия