Skip to content
Главная | Защита прав потребителя | Завещание ивана калиты текст

Виртуальная выставка к 1150-летию зарождения российской государственности

Это значит, что Москва и ближайшая округа в радиусе около 40 км от столицы оставалась в совместном владении Семена, Ивана и Андрея Ивановичей. Каждый из них имел в городе свою треть, и потому каждый был кровно заинтересован в благосостоянии Москвы, в ее защите от врагов. Мудрое решение Калиты стало примером для его потомков. Сложнейшей задачей было распределение между наследниками сосредоточенных в руках Ивана Даниловича земель, сильно различавшихся по их военно-стратегическому значению, юридическому статусу и хозяйственной ценности.

Раздел должен был устранить возможные поводы для споров между сыновьями Калиты, а также обеспечить имущественные интересы их мачехи — княгини Ульяны с ее двумя дочерьми. Исследования духовной грамоты показывают, что Калита сумел найти удачное решение. Его завещание не стало поводом для раздоров как, например, завещание Дмитрия Донского , а, напротив, послужило основой для сплочения московского княжеского дома. Примечательно, что доля старшего сына Семена получившего из городов Можайск и Коломну превосходила уделы младших братьев.

В этом проявилась дальновидность Калиты. Явное материальное превосходство старшего брата сдерживало младших от мятежей. Последующие московские князья не только придерживались этого принципа, но и постоянно увеличивали надел старшего сына. Важной частью наследства была движимость: Здесь у Калиты скопилось, по-видимому, достояние всех его умерших бездетными братьев. Всем этим он и наделяет своих сыновей, тщательно обозначая каждый предмет. А к тому еще дал есмь ему 2 чума золота болшая [По разъяснению К.

А из судов сосудов. Базилевича, Калита завещал наследникам 12 золотых цепей, 9 поясов и 13 золотых предметов посуды 45, 9. Вместе с цепями пояса составляли наиболее ценную часть великокняжеской казны. Им придавалось особое, символическое значение. Материал, из которого сделаны сам пояс и его накладки, количество бляшек и подвесок — все имело определенное значение. Примечательно, что в XVI веке, когда и Орда, и Византия уходят в историю, пояс перестает быть для русских символом верховной власти.

Все эти вещи были фамильными, наследственными и практически неотчуждаемыми. В раздел пошли и парадные одежды Калиты. А Ивану, сыну моему: Так называли и непромокаемый плащ из бычьей кожи, который изнутри подбивался мехом], скорлатное портище сажено з бармами [Скорлатное портище сажено — одеяние из французского сукна, унизанное жемчугом]. Так называли на Руси ордынскую перепись года, определившую размер дани с каждой территории. Согласно другому объяснению, численники занимались обслуживанием сбора ордынской дани 42, Из этого можно сделать два вывода: Они также идут в раздел между сыновьями.

Значительную часть своего движимого имущества Иван Калита, заботясь о спасении души, завещал духовенству. А что мое руб.

А что ся остало из моих судов из серебрьных, а тым поделяться сынове мое и княгини моя. А что ся останеть моих порт, а то роздадять по всим попьям и на Москве. Известно, что еще в домонгольский период великие князья Владимирские завещали часть своих церемониальных одежд Успенскому собору, где они хранились как реликвии, напоминавшие об умерших благодетелях. В источниках нет никаких сведений об этом монастыре. Однако и сам контекст, в котором он упомянут, и его посвящение позволяют догадываться о причинах особой любви Ивана Даниловича к этой забытой обители, которой он поручил самое главное — вечный помин своей души.

В логической связи с этим воспоминанием стоит и Александровский монастырь — либо основанный самим Александром, либо поставленный в память о нем и его супруге. Обители и храмы с таким посвящением были крайне редки в ту эпоху. Подобное посвящение могло объясняться только мемориальным значением храма. Заметим, что Калита тогда был последним из оставшихся в живых внуков Александра Невского.

Похожие главы из других книг

Это возлагало на него особую ответственность за сохранение памяти Невского героя. Возможно, подражая деду, Иван Данилович завещал обитель своей вдове, которая и поддерживала вечное поминовение деда и внука.

Удивительно, но факт! Не медли, князь великий, со своими боярами".

Если допустить, что монастырь был женским, можно думать, что вдова Калиты приняла здесь постриг. Завершается завещание Калиты строгим наказом старшему сыну Семену: Духовная грамота Ивана Калиты — его расчет с семейными делами. Но это была лишь часть его Завещания. Еще в году Калита распорядился приготовить хороший список Евангелия. Работу выполняли в течение нескольких месяцев два переписчика — Мелентий и Прокоша. Первый из них был старшим, а второй — его молодым помощником. Князь Иван хотел видеть книгу нарядно украшенной, и потому к делу были привлечены два художника.

Нравоучительный смысл этих заставок был вполне ясен: Полагают, что это был основанный в е годы близ устья Северной Двины Успенский Лявлен-ский монастырь, из которого рукопись в XVII веке была передана в крупнейшую обитель края — Антониев-Сийский монастырь. Там она и была обнаружена в году известным археографом П. Возникает вопрос, зачем понадобилось Калите отсылать эту превосходную и дорогую книгу в маленький лесной монастырь на самом краю Русской земли?

Обычно это решение объясняют в контексте борьбы Москвы и Новгорода за влияние в Подвинье.

Удивительно, но факт! Звонят колокола вечевые в Великом Новгороде, собрались мужи Новгородские у храма святой Софии и говорят так:

Но можно посмотреть на дело и с другой стороны. Сийское Евангелие содержит своего рода послание Ивана Калиты к будущим поколениям, его отчет перед Богом и людьми.

И где он мог найти более надежное место для него, как ни там, на краю света, где не ступала нога татар и литовцев, шведов и немцев?! Московские пожары х годов, уничтожившие среди прочего и множество книг, неизбежно должны были заставить Ивана задуматься о сохранности своего послания.

И он, как всегда, нашел единственно правильное решение. То, что сегодня мы держим в руках его Евангелие, лучше всех других соображений подтверждает прозорливость Калиты, его умение заглянуть в будущее. История Сийского Евангелия полна загадок. И самая сложная из них — знаменитое послесловие.

Удивительно, но факт! По прошествии немалого времени князь Ольгерд впал в тяжкий недуг и начал он распределять земли сыновьям:

Чего стоит одна только его хронологическая часть! Дата завершения книги указана сразу в нескольких календарных системах. Однако эти системы противоречат друг другу. Очевидно, что автор приписки либо не вполне владел еврейским, римским и византийским календарями и запутался в них, либо и не стремился к точности, используя все системы иносказательно, как своего рода метафоры. В самой приписке дела великого князя Ивана сравниваются с деяниями знаменитых лиц Священного Писания и византийской истории.

Они представляются как исполнения ветхозаветных пророчеств: Уже в этой первой фразе похвалы Ивану Калите хорошо виден весь ее дальнейший склад: В основе этого фрагмента — одно яркое место из книги пророка Иезе-кииля: Ибо близок день, так! И пойдет меч на Египет И опустеет он среди опустошенных земель, и города его будут среди опустошенных городов Все эти беды исполнятся рукою Навуходоносора, царя Вавилонского.

Но далее звучит мотив уже другой библейской книги — пророка Иеремии. Во дни его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: Там этот народ ассоциировался с руссами, часто нападавшими с севера на Византию.

завещание ивана калиты текст хотелось пробуждать

И поднимешься на народ Мой, на Израиль, как туча, чтобы покрыть землю: Иезекииль, 38, 14 — От книг пророков автор похвалы обращается к Псалтири. И здесь его привлекает та же тема: Ведь и его отец Даниил был родоначальником московского дома, а сам он, подобно Давиду, был одним из младших сыновей его, достигших власти Божией милостью. Подобно Соломону, князь Иван выстроил в своем городе Храм и окружил его новыми крепостными стенами; подобно Соломону, князь Иван предстал перед.

Еще одна добродетель царя Соломона как идеального правителя — его милосердие. В м псалме звучит и уверение в том, что процветание земли неотделимо от милосердия правителя. И поклонятся ему Соломону. Камнем преткновения для современного биографа Калиты становится вопрос: Один из путей приближения к истине — воссоздание самой обстановки, в которой создавалась похвала. Очевидно, что она была написана по окончании политической жизни князя Ивана, когда ложь уже не нужна была для его текущей работы.

Но при этом похвалу нельзя назвать и посмертной, когда ложь получает оправдание как необходимый элемент исторического мифа. Создатель похвалы исходил из того, что тот, кому она посвящена, успеет прочесть, а стало быть, и ощутить ответственность перед Богом за достоверность этого послания к потомкам. Иначе говоря, похвала возникла на узкой меже правды, разделяющей два бескрайних поля лжи — прижизненное и посмертное. Вчитываясь в текст, легко заметить, что похвала — не напыщенное холодное произведение придворного ритора, а горячая молитва о спасении души князя Ивана.

Ее пронизывает острое ощущение греховности, страх скорого Страшного суда. Автор словно торопливо вспоминает все, что сможет сказать князь Иван на Страшном суде в свое оправдание. Несомненно, писавший похвалу или диктовавший ее переписчику был лично близок к Калите. Конечно, он действовал не по собственной инициативе, но исполнял княжеское повеление: Он был хорошо осведомлен о том, какие деяния сам князь считал своими главными заслугами.


Читайте также:

  • Образец искового заявления о признании права в порядке приватизации на квартиру
  • Кража в магазине ролики
  • Установление отцовства в рб сколько стоит
  • Права на обязательную долю в наследстве при наличии завещания