Skip to content
Главная | Защита прав потребителя | Проблемы на предварительном следствии

Проблема реформирования предварительного следствия в российском уголовном процессе

Читать ONLINE Комплексный исследование института предварительного следствия и практики его применения Введение Предварительное следствие - это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса. Значимость исследуемой темы состоит в том, что предварительное следствие - это основная форма предварительного расследования, которая затрагивает гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса.

Исследование данной темы в современных условиях является крайне актуальной, поскольку затрагивает правильное разрешение уголовных дел. Предметом исследования являются уголовно-процессуальные нормы, регулирующие процессуальный порядок проведения предварительного следствия; практика реализации этих уголовно-процессуальных норм; совокупность мнений и суждений, высказанных в научной литературе по проблемам нормативного регулирования и обеспечения законности при проведении предварительного следствия.

Целью исследования является комплексный анализ института предварительного следствия и практики его применения, выработка рекомендаций по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства. Указанная общая цель обусловила постановку и решение следующих основных задач: Для достижения поставленных цели и задач при написании курсовой работы были использована следующая литература: Непосредственными источниками информации по теме исследования послужили: Курсовая работа состоит из введения, трех теоретических вопросов, заключения и используемой литературы.

Понятие предварительного следствия и органы, его осуществляющие Предварительное следствие - это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса. Предварительное следствие - это и основная форма расследования, так как оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание, и дел, возбуждаемых в порядке частного обвинения. Для предварительного следствия в полной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты, оно четко разделено на определенные этапы.

При этом надо иметь в виду, что процессуальная форма предварительного следствия может быть еще более усложнена по делам о применении принудительных мер медицинского характера, несовершеннолетних и лиц, обладающих служебным иммунитетом. Предварительное следствие направлено на достижение следующих задач: Раскрытие преступления, обнаружение и изобличение совершивших преступление лиц не исчерпывает непосредственных задач предварительного следствия, дело может считаться расследованным полно тогда, когда следователь выяснит причины и условия, способствовавшие совершению преступления или затруднявшие его своевременное обнаружение и пресечение.

Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета при прокуратуре, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Законодательством об уголовном судопроизводстве России впервые выделено и регламентируется проведение предварительного следствия несколькими следователями - производство предварительного следствия следственной группой ст.

Данное производство обусловлено, прежде всего, сложностью дела, большим его объемом при соединении, например, уголовных дел в одно производство.

проблемы на предварительном следствии Интересно

В отдельных случаях расследование преступления группой следователей диктуется необходимостью раскрытия его в максимально короткий срок. Инициатива расследования преступления несколькими следователями может исходить от следователя, руководителя следственного органа. Следователь ставит этот вопрос перед руководителем следственного органа. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает руководитель следственного органа ч. Оно отражается в отдельном постановлении о производстве предварительного следствия следственной группой приложение 19 к ст.

В постановлении указывается состав следственной группы - все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, и ее руководитель ч. К работе следственной группы могут привлекаться должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому и обвиняемому ч. В соответствии с ч.

Удивительно, но факт! Перед началом предъявления для опознания, например, опознаваемому предлагается занять любое место среди предъявляемых лиц, о чем в протоколе предъявления лица для опознания делается соответствующая запись.

Он организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей. Руководитель следственной группы вправе участвовать в следственных действиях и производить их лично, а также принимать соответствующие решения по уголовному делу ч.

Похожие главы из других работ:

Руководитель следственной группы принимает решения о: Руководитель следственной группы также составляет обвинительное заключение; выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору ч. Следователи, входящие в следственную группу, не утрачивают своей процессуальной самостоятельности и несут персональную ответственность за принимаемые решения и качество выполняемых действий.

Для раскрытия отдельных видов преступлений убийств, например создаются следственно-оперативные группы. Сущностью предварительного следствия является раскрытие преступления, то есть принятие следователем предусмотренных законом мер к установлению обстоятельств преступления.

Такими мерами являются, прежде всего, следственные действия.

Похожие статьи

Перечень их и порядок производства устанавливаются гл. Следственный комитет является органом прокуратуры, призванным реализовать уголовно-процессуальное законодательство в процессе расследования его следователями уголовных дел о преступлениях отнесенных к их компетенции. Систему следственного комитета составляют: Главное следственное управление Следственного комитета федеральный уровень ; следственные управления Следственного комитета в субъектах РФ региональный уровень ; следственные отделы Следственного комитета в районах и городах муниципальный уровень и приравненные к ним на региональном и муниципальных уровнях специализированные следственные органы специализированные следственные управления Следственного комитета ; военные следственные подразделения; следственные органы прокуратуры на транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях.

Установлена строгая вертикаль подчиненности следователей руководителям следственных органов, в штате которых они непосредственно состоят, и вышестоящих следственных органов. Говоря о субъектах производства предварительного следствия, российский законодатель использует два разных термина: Но если понятие органа предварительного следствия в законе только упоминается, но прямо не раскрывается, то следователь определяется как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

В отличие от ранее действовавшего процессуального закона, УПК РФ не именует следователя органом предварительного расследования, называя его просто должностным лицом. Это значит, что полномочия следователя ограничены в пользу органа предварительного следствия следственного органа или следственного подразделения , представляемого его руководителем.

Удивительно, но факт! Наличие у него правового статуса судьи делает его независимым участников уголовного судопроизводства и позволит ему беспристрастно осуществлять возложенные на него полномочия. Головинская предлагает ввести на первом этапе реформы должности следственных судей но не судебных следователей из числа действующих судей.

Основные полномочия, образующие процессуальный статус следователя, могут быть объединены в следующие группы. Полномочия по решению вопроса о возбуждении уголовного дела: Принимать и проверять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Отказывать в возбуждении уголовного дела. Полномочия по обеспечению надлежащего субъекта производства предварительного следствия: Принимать уголовное дело к своему производству. Передавать уголовное дело руководителю следственного органа для направления по подследственности.

Заявлять самоотвод при наличии обстоятельств, исключающих его участие в производстве по делу ст. Полномочия по направлению хода расследования. В законе не раскрывается понятие "направление расследования", или, что то же самое, "направление хода расследования". На наш взгляд, оно включает в себя: Определение предмета предварительного следствия состоит в том, что следователь может самостоятельно: Направление уголовного дела - это определение его дальнейшей процессуальной судьбы, то есть принятие решений, определяющих движение дела от одного процессуального этапа или стадии в другие.

Следователь самостоятельно направляет уголовное дело, принимая решения о: Полномочия по применению мер процессуального принуждения: Возбуждать перед судом с согласия руководителя следственного органа ходатайство об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. Задерживать лицо по подозрению в совершении преступления. Составлять протокол о неисполнении участниками производства по делу своих процессуальных обязанностей и направлять его в суд для наложения на нарушителя денежного взыскания.

Давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Полномочия следователя по обеспечению своей процессуальной самостоятельности: Представлять свои письменные возражения руководителю следственного органа при несогласии с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.

Обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или составления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков. Обжаловать указания руководителя следственного органа, за исключением предусмотренных ч.

При этом следователь вправе до принятия решения руководителем вышестоящего следственного органа приостанавливать исполнение указаний, если они касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. В отношении следователя для обеспечения его процессуальной самостоятельности применяется особый порядок возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого.

Полномочия по обеспечению законных интересов подозреваемого, обвиняемого и других участников предварительного следствия: Рассматривать ходатайства участников предварительного следствия. Принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества, меры к неразглашению данных предварительного расследования. Принимая во внимание, что следователь по УПК РФ отнесен к числу участников процесса со стороны обвинения, на первый взгляд можно было бы сделать вывод, что он выполняет здесь лишь функцию обвинения.

Однако анализ показывает, что ряд полномочий следователя является не чем иным, как проявлением судебной по своей изначальной природе функции. Состязательный процесс предполагает наличие трехстороннего правоотношения, когда между уголовным преследователем и защитой стоит нейтральный арбитр - судебный орган, который и принимает все основные решения по делу.

В отсутствие такого арбитра обвиняемый и защитник находятся в неравном положении с органами предварительного расследования и прокурором. Какой бы объем прав ни был продекларирован законом для обвиняемого и защитника, их практическая реализация в этих условиях слишком во многом будет зависеть от усмотрения органа уголовного преследования, ведущего процесс. Судебная функция функция правосудия в состязательном процессе с теоретической точки зрения предполагает не только судебное рассмотрение и окончательное разрешение в приговоре вопроса об уголовной ответственности обвиняемого, но и разрешение ряда промежуточных вопросов, непосредственно связанных с уголовной ответственностью.

Это вопросы о привлечении лица в качестве обвиняемого по первоначальному обвинению, предъявленному ему перед судом уголовным преследователем, а также о прекращении уголовного дела и приостановлении расследования после предъявления такого обвинения. Кроме того, при состязательном построении процесса лишь суд может разрешать вопрос о применении к подозреваемому и обвиняемому мер процессуального принуждения, а также вопрос об отводе защитника.

Сама сторона обвинения в условиях состязательности не должна применять такие меры к своему процессуальному противнику - стороне защиты, ибо этому препятствует принцип равенства сторон редкое исключение составляют некоторые меры, такие как задержание подозреваемого - в силу их неотложного характера. По причине действия того же принципа суд рассматривает также ходатайства участников процесса и их жалобы на нарушения процессуальных прав органами уголовного преследования.

Наконец, только суд решает вопрос о том, можно ли допускать к рассмотрению в судебном разбирательстве в качестве судебных доказательств те или иные материалы, которые представляют ему стороны; но это значит, что следователь не должен сам получать судебные доказательства в ходе предварительной подготовки дела - для этого необходима некая судебная процедура. Однако, как следует из сказанного выше, все эти полномочия в той или иной степени осуществляются не судом, а следователем. То есть в деятельности этих участников процесса смешиваются полномочия по уголовному преследованию и те, которые должны составлять принадлежность судебной функции.

Это означает, что в действительности функцией субъектов предварительного расследования в отечественном уголовном процессе является не столько уголовное преследование, сколько розыскная функция расследования. На выполнение функции расследования этими участниками процесса неоднократно указывали многие ученые - процессуалисты.

Таким образом, предварительное следствие - это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса. Процессуальный порядок производства предварительного следствия Быстрота раскрытия и расследования преступления обеспечивается его своевременным началом, определенным сроком производства и предусмотренными законом формами окончания.

Стадия предварительного следствия начинается с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, на котором, согласно требованиям, кроме даты, должно быть указано время его вынесения. Однако сам этот момент в законе четко не определен, так как возбуждение дела может быть процессом, растянутым во времени. Так, для совершения большинства процессуальных действий моментом возбуждения дела является не вынесение постановления о возбуждении дела, а получение на это согласия прокурора. Однако в неотложных ситуациях, по смыслу ч.

Для фиксации этого обстоятельства на постановлении о возбуждении дела требуется указать не только дату его вынесения, но и конкретное время - с точностью до минут. Срок предварительного следствия является важным его условием. Срок предварительного следствия составляет два месяца со дня возбуждения уголовного дела. Однако для обеспечения быстроты расследования дела при наличии возможности следствие должно быть закончено как можно раньше, не дожидаясь истечения этого срока.

Началом течения 2-месячного срока следствия служит день возбуждения дела, при этом текущие сутки не учитываются. Поэтому срок начинает течь с начала следующих суток.

Удивительно, но факт! Учебники и учебные пособия: Зажицким в том, что теперь суд лишь создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.


Читайте также:

  • Исполнительный лист взыскании алиментов образец
  • Яндекс комиссия по трудовым спорам
  • Роль прокурора в деле о лишении родительских прав